Культура нивхов, как и других народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, имеет многослойную структуру, поскольку в ней одновременно проявляются признаки, свойственные различным историческим стадиям развития. Коренные жители Сахалина сохранили до наших дней уникальные образца древних форм музыкальных инструментов и инструментальной музыки. Эти инструменты находятся не только в музеях Сахалинской области, но и в крупнейших музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока, Хабаровска и за рубежом. Однако большинство разновидностей музыкальных инструментов не является лишь музейными экспонатами. Они активно функционируют в национальных фольклорных коллективах и в творчестве отдельных исполнителей.

Инструментальная музыка нивхов на данный момент изучена недостаточно полно. Ранее этот материал затрагивался в основном в рамках этнографических исследований в соответствующем ракурсе. Кимова Л. Д. Тынрын (нивхский музыкальный инструмент). Береста, дерево, корень стланика, шитье, тиснение

В исследованиях музыковедческого направления, касающихся народных инструментов, далеко не все вопросы освещены с должной полнотой. В них даётся в основном краткая характеристика строения инструментов, таких, как бревно, бубен, шаманский пояс, варганы, пиколютня, шамлей, описываются приёмы игры на них. Однако в большинстве случаев отсутствует анализ структурных особенностей наигрышей, недостаточно полно освещены такие жанровые группы, как звукоподражания, обрядово-коммуникативные сигналы, плачи. Мало внимания уделяется рассмотрению особенностей бытования музыкального инструментария в традиционной культуре, его роли в обрядовых действиях, обусловленности его специфики этническим миропониманием.

Инструментальный фольклор нивхов рассмотрен в тесной взаимосвязи с традиционной культурой в целом. Выявляется его роль в системе ритуалов, в трудовой практике и художественной деятельности, обуславливающая различные функции инструментов и инструментальной музыки. В связи с этим выделяются следующие жанры:
наигрыши-плачи;
шумовые сигналы-обереги;
звукоподражания и сигналы, связанные с промысловой деятельностью;
инструментальная музыка художественной направленности (необрядовые наигрыши-импровизации и наигрыши-песни).

Нивхи имеют мифологический тип мышления, который базируется на анимизме – одухотворении природы, тотемизме – вере в родство человека и животного или растения, антропоморфизме – очеловечивании природы, фетишизме – вере в сверхъестественные возможности неодушевлённых предметов, синкретизме идеального и материального. Человек в течение жизни контактирует со всеми существами, населяющими различные сферы мироздания, и этому во многих случаях способствуют музыкальные средства.